К современной распространённости курсов и методик скорочтения
Мы живём в новый век, естественно, я имею ввиду не нумерацию оных - наша эра, не наша эра, теории Фоменко ещё вспомнить можно или Кандыбы, по которой русы вообще прилетели с Сириуса 18 миллионов лет назад (прекрасная теория, я считаю, чего мелочиться-то?), в общем, считать можно как угодно, но суть в том, что такого количества неструктурированной информации не сваливалось на человечество никогда, даже ещё десять лет назад.
Мы полностью и безоговорочно компьютеризированы и интернет-зависимы. Правда, чипы ещё не вживляют, я бы не отказался от парочки. Сеть на данный момент, несмотря на все мультимедиа-возможности по большей части представляет собой текст.
Гигабайты текста. Мы читаем статьи, новости, записи в блогах, статусы в социальных сетях, форумы, хорошо или плохо - это тема для отдельной записи.
Мы постоянно читаем.
Примерно лет десять назад - ещё до всеобщего сетевого бума, во время робких вопросов: "о, у тебя есть модем? Я приду вечером в гости?" пошла мода на скорочтение. Появились эти книжки "для чайников" из разряда популярной психологии, эзотерики, харда и софта для ламеров. И я даже купил одну и прочитал, выполнив все упражнения. Возможно, это я такой необучаемый, но моя скорость чтения возросла процентов на пять, а результат обещали значительный.
Я прошерстил сеть на предмет современного состояния вопроса. Нормативы на чтение существуют в РФ только для начальной школы, моё мнение - что-то тут не так, по-моему, нас и позже проверяли.
Но школьная техника чтения не имеет ничего общего с декларируемой новомодными курсами. В школе читают как: правильно, вслух, по очереди. Пока эта несчастная до тебя дойдёт, ты уже успеешь прочитать весь текст про себя, извертеться, плюнуть бумажкой в отличницу за первой партой, поиграть в ластик-хоккей с соседом по парте, залезть под оною за упавшим ластиком, вылезти из-под неё. И тут на весь класс гремит твоя фамилия, ледяные глаза училки смотрят прям на тебя, она ядовито выплёвывает строчку-начало, и понеслась!..
В первом классе нужно перебраться за 30 слов, для второго - за 90, для третьего - за 110. В США, где многие миллионы старшеклассников и читать-то не умеют, нормативы разработаны и для студентов - выше 250.
Я вот вообще не умею читать вслух, у меня строчки убегают вниз, в итоге я не могу скоординировать то, что должен говорить и то, что я уже читаю.
В курсах скорочтения скорость считают в знаках в минуту и предлагают её увеличение до 11000. За большие деньги. В отличие от школьной долбёжки вслух это реально приносит пользу, но вырабатывается автоматически, если смотреть в центр строки, а не пробегать глазами по буквам, а первым способом читает практически каждый человек, который... читает.
Так что это всё фигня и разводилово.
P.S. Справедливости ради, свой результат техники чтения образца первого класса я улучшил всего на 17 слов.
Результат по системам скорочтения укладывается между очень быстрой и сверхбыстрой - 7200 знаков в минуту при усвояемости в 95% (но тесты на усвояемость у них лажовые, и так понятно, какие тестовые вопросы будут заданы, и какие сочетания букв были в тексте).
Системы фоточтения - это вообще фигня, как и магнитная вода.